К ДНЮ УЧИТЕЛЯ
Слова признания учителю (очерк).
В 1971 году я окончила школу № 9 в городе Нальчике. С тех пор из памяти стёрлось многое об ученических буднях, но неизменным в сознании остаётся только одно: нас учили самые лучшие учителя! Их было много и о каждом из них есть, что рассказать.
Моё желание написать об учительнице русского языка и литературы Доценко Лии Фёдоровны продиктовано тем, что к нам в музей (Национальный музей Кабардино-Балкарской республики) поступила большая коллекция предметов, переданных её родственниками, и она навеяла тоску по далёким школьным временам.
Я хорошо помню её уроки с такой творческой, эмоциональной окраской. Правила орфографии в стихах цитирую по сей день, и вот пример: «Ко второму же спряженью отнесем мы без сомненья все глаголы, что на – ить, исключаю только брить и ещё смотреть, обидеть, видеть, слышать, ненавидеть, гнать, вертеть, висеть и зависеть, и терпеть». Или вот это: «Если после корня буква — а, в корне будет — и всегда. Вот пример запоминай-ка: ноги вытер, но вытирай-ка».
А уроки литературы? Они всегда были необычными и неповторимыми. За урок Лия Фёдоровна успевала опросить только одного ученика. Всё остальное время рассказывала сама или давала прослушать в записи тот или иной монолог, или отрывок из повести, романа, пьесы в исполнении известных артистов. Это был Чацкий («Горе от ума») в исполнении народного артиста СССР Качалова В. И.; Фамусов («Горе от ума») в исполнении народного артиста СССР Царёва М. И.; Арбенин («Маскарад») в исполнении народного артиста СССР Мордвинова Н. Д. и т. д. Применяла и метод сопоставления. Это когда звучал один и тот же отрывок в исполнении разных артистов. Одним словом, фонохрестоматию по литературе для средней школы она использовала по полной программе. И сейчас, перебирая пластинки (их в коллекции 219), я не перестаю удивляться её правильной тактике ведения урока, а именно: уделять большое внимание живому художественному слову, которое оказывает на человека более сильное воздействие, чем печатный текст. Эффект влияния мастерства актёров на наши души усиливался, когда их работа была представлена в полном объёме целиком, и мы смотрели фильмы по школьной программе в кинотеатре «Восток» (зал «Хроника»), заказанные нашей учительницей. Такая форма и средства подачи материала хорошо работали, и нам, её ученикам, легче было в своих сочинениях характеризовать одних героев или описать жизненную позицию у других.
Лия Фёдоровна смогла зажечь в наших сердцах поистине неугасимый факел любви к театру. В первый же приезд в Москву я посетила прежде всего те театры, о которых она рассказывала: МХАТ, Драматический театр имени А. С. Пушкина. Посмотрела спектакль «Дубровский», чтобы теперь уже самой оценить игру актеров, работу режиссёра и почувствовать настоящий запах гари от «Дубровского» пожара.
После школы мы виделись редко, как-то мимолётно и обходились несколькими дежурными фразами. Спустя 36 лет любовь, теперь уже к художественному творчеству и музейной культуре, нас объединила снова. Лия Фёдоровна пришла в Национальный музей КБР, где я работаю, на открытие персональной выставки своего ученика Германа Паштова.
Успехами его она гордилась, и по праву. Это известный художник, график. Талант его многогранен – лирические пейзажи, книжные иллюстрации (ксилография), экслибрис, театральная работа, живопись и керамика. Он стал автором рисунка книжного знака «экслибрис», удостоверяющий владельца книги, а именно Л. Ф. Доценко и в целом её большой домашней библиотеки. Сюжет рисунка удовлетворил её желание – удачно совместил её приверженность к литературе (стопка книг, свеча, тетрадь, перо) и главный ориентир местности, где прожила всю свою жизнь не только она, но и её прадед Петр Доценко (векторное изображение горы Эльбрус), и она это неоднократно подчёркивала.
Герман Паштов относится к тому поколению учеников, которые застали эпоху фильмоскопа «ФГК – 49» в начальной и средней школе (фильмоскоп конструкции Г.В. Грюнберга и Б.И. Кандырина, а число 49 – дата начала производства 1949 год). Его использовали для демонстрации рулонных диафильмов с размером кадра 18х24. В начале пятидесятых годов Лия Федоровна только начинала собирать коллекцию рулонных диафильмов, и в первом её списке были сказки А. С. Пушкина («Сказка о попе и работнике его Балде», 1950 год; «Сказка о золотом петушке», 1954 г. и др.), стихи С. Маршака («Рассказ о неизвестном герое», 1955 г. и др.) и целый ряд о художниках и их картинах (П. А. Федотов, 1952 г.; Микеланджело Буонарроти 1ч.-2ч.,1957г.; Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, 1ч.- 3ч., 1957 г.). Возможно, эти материалы по искусству укрепили мечту ученика Германа Паштова стать художником. Что самое примечательное, спустя годы, будучи уже известным, в 1993 году он стал лауреатом РАХ с вручением серебряной медали (первая его награда) за иллюстрации к поэмам А. С. Пушкина. В 2000 году он лауреат золотой Пушкинской медали.
Лия Федоровна свою коллекцию пополняла до 1973 года, уже работая в Институте усовершенствования учителей (с сентября 1970 года). В ней 318 рулонных диафильмов. Продолжением коллекции стали диапозитивы (27 упаковок с общим числом кадров 793), пик популярности которых пришёлся на 70-тые –80-тые годы 20 века, хотя их начали выпускать ещё в середине шестидесятых годов, как написано на коробке, по адресу: завод №4 «Физэлектроприбор» под началом Главучтехпром Министерства просвещения РСФСР, а в дальнейшем этим вопросом занимался Комитет по кинематографии при Совете министров СССР, студия «Диафильм» и Московская типография № 8, 13. Тематика: программная литература для 5 – 10 классов, литература по внеклассному чтению и внеклассных уроков и мероприятий, методика преподавания русского языка и литературы, все то, что делает человека литературно образованным.
В своей работе на должности методиста, а затем и заведующей кабинетом русского языка и литературы КБИУУ, Лия Федоровна активно выступала за широкое использование технических средств, с помощью которых ярче иллюстрируется изучаемый материал, что в свою очередь активизирует мышление в познавательном направлении. Для многих начинающих педагогов наша учительница была и примером, и хорошим наставником. Сама Лия Фёдоровна и по жизни, и по работе держала равнение на Елизавету Семёновну Дронову, свою маму, Заслуженного учителя школы РСФСР.
В 1927 году она приехала в Нальчик, поправить своё здоровье, остановилась на постой у сестёр Анны и Александры (в девичестве Доценко). Свою усадьбу они унаследовали от отца Петра Доценко. В своё время он из Воронежа был призван в царскую армию и направлен в крепость Нальчик. Через 20 лет службы он получил свой надел земли и обосновался. Его внук и племянник Анны и Александры, Федор Доценко, стал мужем Лизы Дроновой.
Елизавета Семёновна, волжанка, окончила Николаевский педагогический техникум (Астраханская губерния). В Нальчике работала учительницей младших классов в школах №1, в образцовой школе №3 (сейчас школа № 9), школьным инспектором в ГОРОНО, затем завучем и учителем младших классов поочередно в школах №№ 17, 12. Заочно закончила Пединститут в Нальчике. В 50-м году работала в ГОРОНО, а все последующие годы до пенсии была методистом кабинета начальных классов в Институте усовершенствования учителей.
Елизавета Семёновна одна из тех учителей, кому ученики посвящают свои стихи: «Первая учительница» Дроновой Е. С. Посвящаю Роман Гутовский
Учительница первая моя,
Мне сообщили радостную весть,
Что вас нашли благодаря
Тому, что счастье есть.
Я тут же вспомнил первый класс
И первый наш урок,
Совсем молоденькую вас,
Для нас вы были Бог!..
Я вспомнил, как влюбился в вас,
По-детски, но всерьёз.
И как залез к соседям в сад,
Чтоб подарить вам роз.
Скажу открыто заодно,
Что видеть вас хочу.
Смотрите ж, милая, в окно,
В субботу прилечу.
Объятья, радость впереди,
И близок встречи час.
Считайте, я уже в пути!..
А лучше – я у вас!
Я не стала учителем русского языка, как Лия Фёдоровна, я биолог, музейщик, но классическая литература и её вариации в различных постановочных действиях интересны мне по сей день!
Очерк подготовлен зав.отделом естественной истории Национального музея КБР — Белоцерковской Ириной Николаевной.